Информация о порядке проведения итогового собеседования по русскому языку в 2024 году на территории
Уссурийского городского округа
Общие сведения о проведении итогового собеседования
Итоговое собеседование по русскому языку для 9-х классов (итоговое собеседование) как одно из условий допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) проводится для обучающихся по образовательным программам основного общего образования, экстернов в образовательных организациях, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования.
Результатом итогового собеседования является «зачет» или «незачет».
Итоговое собеседование проводится по месту обучения участников ГИА-9, в аккредитованных по образовательным программам основного общего образования образовательных организациях.
1.1. Срок действия результатов итогового собеседования:
Итоговое собеседование как условие допуска к ГИА-9 – бессрочно.
Особенности организации итогового собеседования для участников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов
Для организации условий и/или специальных условий при проведении итогового собеседования участнику или родителю (законному представителю) необходимо при подаче заявления опираться на заключения психолого - медико- педагогической комиссии города Москвы (ЦПМПК) и/или справки об установлении инвалидности.
Обратите внимание! Медицинские заключения, справки из медицинских учреждений, индивидуальная программа реабилитации, рекомендации по организации образовательного процесса НЕ ЯВЛЯЮТСЯ документами, на основании которых производится организация условий и/или специальных условий при проведении итогового собеседования.
Справка об установлении инвалидности и/или заключение ПМПК дает право на добавление 30 минут к продолжительности итогового собеседования.
Заключение ПМПК дает право на создание дополнительных специальных условий (наличие ассистента и т.п.).
Для участников, не имеющих возможности прибыть в места проведения итогового собеседования по медицинским показаниям, в соответствии с заключением ПМПК проведение итогового собеседования может быть организовано на дому или в медицинском учреждении.
Проведение итогового собеседования
О времени начала проведения итогового собеседования участника информирует образовательная организация по месту его обучения.
В день проведения итогового собеседования участнику необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность.
Во время проведения итогового собеседования участникам запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари.
При установлении факта наличия вышеуказанных запрещенных средств или иного нарушения порядка проведения итогового собеседования участники удаляются с итогового собеседования.
Если участник опоздал на сдачу итогового собеседования, то он допускается к итоговому собеседованию по решению руководителя образовательной организации или заместителя руководителя образовательной организации, на базе которой проводится итоговое собеседование.
При проведении итогового собеседования используется два типа аудиторий:
- аудитория ожидания, в которой участники итогового собеседования могут воспользоваться художественной и научно-популярной литературой в период ожидания сдачи итогового собеседования;
- аудитория проведения итогового собеседования, оснащаемая автоматизированным рабочим местом участников с оборудованием для записи устных ответов участников и установленным программам обеспечением «Станция записи».
В аудиторию проведения участники приглашаются организатором вне аудитории в произвольном порядке.
При сдаче итогового собеседования в аудитории присутствует педагог (независимо от предметной специализации), имеющий коммуникативные навыки (экзаменатор-собеседник), который во время выполнения заданий итогового собеседования беседует и ведет диалог с участником.
На рабочем столе/парте участника, помимо текстов, тем, заданий итогового собеседования и черновиков, могут находиться:
- гелевая или капиллярная ручка с чернилами черного цвета;
- документ, удостоверяющий личность;
-лекарства и питание (при необходимости);
- специальные технические средства (для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов).
Иные вещи участники оставляют в специально выделенном месте для хранения личных вещей участников.
Во время проведения итогового собеседования участники имеют право выходить из аудитории и перемещаться по месту проведения только в сопровождении организаторов вне аудитории.
Перед началом проведения итогового собеседования экзаменатором-собеседником проводится краткий устный инструктаж для каждого участника, который включает в себя приветствие участника, знакомство, информацию о количестве заданий и о необходимых действиях участника.
По завершении проведения инструктажа участнику предоставляется текст, необходимый для выполнения задания № 1 - чтение вслух небольшого текста и задания №2 – пересказ прочитанного текста с дополненной информацией. Для выполнения заданий №3 и №4 участнику предоставляются карточки с темами беседы на выбор и планами беседы. В задании №3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы и построить монологическое высказывание, а в задании №4 участнику предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.
Обратите внимание! Время на подготовку к каждому заданию ограничено от 1 до 3 минут в зависимости от выполняемого задания.
Общая продолжительность проведения итогового собеседования для одного участника (включая время на подготовку) составляет в среднем 15 минут.
Если участник по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить итоговое собеседование, он может покинуть место проведения. В этом случае экзаменатор- собеседник и организатор вне аудитории приглашают медицинского работника, который фиксирует состояние здоровья участника. При этом составляется акт о досрочном завершении итогового собеседования по объективным причинам.
По решению руководителя образовательной организации места проведения итогового собеседования оборудуются средствами видеонаблюдения.
Ознакомление участников с результатами итогового собеседования
Ознакомление участников с результатами итогового собеседования осуществляется в образовательной организации по месту их обучения.
Повторный допуск участников к сдаче итогового собеседования
В соответствии с пунктом 20 Порядка проведения ГИА-9, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 №189/1513, повторно допускаются к сдаче итогового собеседования в дополнительные сроки участники:
- получившие по результатам сдачи итогового собеседования неудовлетворительный результат («незачет»);
- не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
- не завершившие выполнение итогового собеседования по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
- удаленные с итогового собеседования за нарушение установленного Порядка проведения итогового собеседования.
Участники, удаленные с итогового собеседования за нарушение установленного порядка проведения итогового собеседования, допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета образовательной организации.
В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое собеседование обучающиеся вправе пересдать итоговое собеседование, но не более двух раз и только в сроки, предусмотренные расписанием.
Итоговое собеседование по русскому языку в 2024 г.
По итогам анализа результатов выполнения заданий итогового собеседования была оптимизирована критериальная система их оценивания.
1. Грамотность речи оценивается в целом по заданиям 1–4. При этом в качестве единых критериев представлены следующие: «Соблюдение орфоэпических норм», «Соблюдение грамматических норм», «Соблюдение речевых норм», «Богатство речи» (ранее критерий «Речевое оформление»), «Соблюдение фактологической точности».
2. Пересмотрены следующие критерии оценивания: «Соблюдение орфоэпических норм» (в частности, не выделяются в отдельную группу слова в тексте с поставленным ударением), «Соблюдение грамматических норм», «Соблюдение речевых норм».
3. Если участник итогового собеседования не приступал к выполнению двух или более заданий, то по всем критериям оценивания грамотности речи ставится 0 баллов.
4. Критерий «Искажение слов» включён в систему критериев оценивания чтения вслух.
5. В связи с часто возникающими техническими трудностями снято примечание при оценивании подробного пересказа с включением приведённого высказывания: «Если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а СЖАТО, то общее количество баллов, которое получил участник итогового собеседования по критериям П1–П4, уменьшается на 1 балл».
6. Критерий М2 (ранее критерий М3) переименован: «Логичность монологического высказывания». В структуре самого критерия исключены несущественные понятия.
7. Максимальный балл по критериям М1 («Выполнение коммуникативной задачи в монологическом высказывании») и Д1 («Выполнение коммуникативной задачи в диалоге») составляет 2 балла. Кроме того, политомическими в плане оценивания стали следующие критерии: «Соблюдение орфоэпических норм», «Соблюдение грамматических норм», «Соблюдение речевых норм».
8. Введена единая система сокращений: Ч (чтение), П (пересказ), М (монолог), Д (диалог), Р (грамотность речи).
Русский язык
В целом структура и содержания экзаменационной модели КИМ не претерпели существенной трансформации. Изменения коснулись следующих аспектов экзаменационной работы.
1. Внесены коррективы в критериальную систему оценивания задания 1 (сжатое изложение): уменьшено на 1 количество баллов по критерию ИК2 «Сжатие исходного текста».
2. Изменена нумерация задания на синтаксический анализ словосочетания (это задание заняло позицию 9 в новой экзаменационной модели). Суть задания осталась неизменной.
3. Единое задание на синтаксический анализ предложения в новой экзаменационной модели представлено двумя заданиями: на определение грамматической основы (задание 2) и на собственно синтаксический анализ структуры предложения (задание 3). Выполнение обоих заданий предполагается по одному микротексту.
4. Изменена нумерация задания на пунктуационный анализ (это задание заняло позицию 5 в новой экзаменационной модели). Суть задания осталась неизменной.
5. Добавлено одно новое задание на пунктуационный анализ. Задание 4 представлено в виде таблицы и по форме является аналогом задания 8 в ЕГЭ по русскому языку.
6. Изменена нумерация задания на орфографический анализ (это задание заняло позицию 6 в новой экзаменационной модели). Суть задания осталась неизменной.
7. Добавлено одно новое задание на орфографический анализ. Задание 7 представлено в виде предложения(-ий) с пропусками букв. Экзаменуемый должен указать все цифры, на месте которых пишется определённая буква.
8. Добавлено одно новое задание на проверку владения экзаменуемым грамматическими нормами современного русского литературного языка (задание 8).
9. Изменена нумерация заданий по макротексту (была 6–8, стала 10–12). Суть заданий осталась неизменной.
10. Скорректирована формулировка сочинения-рассуждения 13.3: снято «задвоение» вопроса в формулировке темы сочинения-рассуждения; более чётко обозначена задача комментирования.
11. При оценивании выполнения заданий 13.1, 13.2 и 13.3 (сочинение-рассуждение) уменьшено количество первичных баллов, системы оценивания выполнения указанных заданий стали более соотносимыми друг с другом: уменьшено на 1 количество баллов по критерию СК1 «Наличие обоснованного ответа»; уменьшено на 1 количество баллов по критерию СК4 «Композиционная стройность работы».
12. Уменьшено на 1 количество баллов по критерию ФК1 «Фактическая точность письменной речи». Кроме того, при проверке соблюдения орфографических норм не предусматривается понятия «однотипная ошибка».
13. Общее количество первичных баллов за выполнение всей работы осталось прежним и составляет 33 балла.
Литература
Уточнена система оценивания выполнения заданий 1.1/1.2, 2.1/2.2, 3.1/3.2, а также 5.1–5.5 (в части оценивания грамотности). Изменился максимальный первичный балл за работу – 37.
Сроки проведения итогового собеседования в 2024г
Рекомендации по итоговому собеседованию в 2024г.
Плакат Итоговое собеседование
Приказ 23-49 от 19.01.2023г. Об утверждении Порядка по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку на территории Приморского края
Участники, претендующие на уменьшение минимального количества баллов, необходимого для получения «зачета»
Проведение ИС-9